Я пошла бы стриптиз танцевать

Никита подставил Зурико? Уткин подставил Никиту?

Интервью с продюсером и психологом «Голода»


76 день

Арсений Жаров
Дни.ру

На вопросы корреспондента Дней.Ру отвечают продюсер проекта «Голод» Мария Шайкевич (наиболее интересная цитата: «Вряд ли мы можем ожидать совсем неожиданных ситуаций, например, внезапного убийства в туалете») и психолог проекта Яков Обухов (цитата: «Необходимо чтобы в характере человека присутствовали черты здорового нарциссизма, с одной стороны, и доля здоровой эстероидности, с другой стороны. В случае патологии — это истерик»).

Какие существуют иностранные аналоги и чем «Голод» отличается от них?

— Ну существует известная игра на выживание Survivor (в России «Последний герой»), смысл ее и ей подобных заключается в том, что люди находясь в тяжелых и необычных условиях пытаются выживать. В Survivor это необитаемый остров, у нас европейский мегаполис — разница небольшая. Другой очевидный аналог это, конечно, голландский «Большой брат» — любое вуайеристское телевизионное шоу в котором люди живут в доме напичканном камерами отсылает именно к нему.

Кстати та же компания «Эндемол», создавшая «Большого брата» в свое время сделала шоу «Большая диета», в котором 12 толстяков долгое время живут в замкнутом пространстве и худеют. Победитель получает слиток золота равный своему потерянному весу за определенный период. У нас была мысль купить лицензию на «диету», но мы решили, что это не очень интересно, потому что во-первых, все происходит только внутри помещения, а во-вторых, не очень приятно смотреть на толстых людей. Есть подозрение, что смотреть хочется на более или менее сексуально привлекательных героев. Кроме этого в России не так много толстых людей, как, например в Америке. Точнее не так много очень-очень толстых людей… Так что иностранные аналоги давно известны, и шоу «Голод» отличается от них только деталями.

Существует ли прописанный сценарий шоу?

— Нет. Хотя, если бы он был, — делать шоу было бы гораздо проще. Режиссерский сценарий был только на первые несколько дней, который заключался в набросках, какие сюрпризы мы приготовим для участников. Понятно, что когда люди летят с завязанными глазами в неизвестную страну — это продуманный сценарий. Но сценария, что должна сказать Наталья Сюткина, а что ответить Саша Комов — разумеется нет.

Насколько приключения игроков в городе заранее cпланированы?

— Приключения спланировать нельзя. Изначально, по правилам игры мы сами определяем, когда происходят городские съемки, мы назначаем время выходов. Мы можем не выпускать участников неделю, а можем начать выпускать каждый день — это наше субъективное решение не приготовленное заранее. Участников по-прежнему привозят в город в закрытом контейнере — нам не хотелось бы, чтобы они знали точный адрес дома, в котором они живут. Участники, которые выбывают из игры, вернувшись в Россию могут его растрезвонить, а нам бы не хотелось. Места высадки могут быть самыми разными, но чаще это центр чем окраины города.

А чем именно обусловлены решения, выпускать или не выпускать игроков в город?

— Иногда выход в город связан исключительно с хорошими погодными условиями, иногда с тем, что в Доме заканчивается еда. Ведь проект «Голод», когда участникам действительно нечего было есть, на самом деле был разыгран в первую неделю, когда они пожирали декорацию. Но сейчас, вопреки всемь возмущениям телезрителей, что участники постоянно едят, нам неинтересно держать людей взаперти и доводить их до изнеможения, они тогда перестают двигаться и показывать в эфире нам становится нечего.

Насколько они защищены от внезапных посягательств недоброжелателей?

— Защищены чуть больше, чем обычный человек на улице, который может защищать себя сам и его защищает полиция того государства, в котором он находится. Участники защищены еще присутствием порядка десяти человек съемочной группы, находящейся на очень небольшом расстоянии.

А друг от друга? Если возникнет драка, каковы будут действия наблюдающих?

— От самих себя они, естественно, никак не защищены, когда находятся внутри декорации, но при этом за ними наблюдают больше 30 камер, на съемочной площадке постоянно находится около сотни человек, в том числе охрана и психолог. Если возникнет драка или что-то подобное, естественно в декорацию сразу войдут, но за все время проекта, пока что была только одна более менее напряженная ситуация, когда нам показалось, что теоретически может завязаться небольшая потасовка. Хотя, скорей всего и в тот момент драки и не произошло бы, но ощущение было негативное и по-настоящему агрессивное, поэтому и охрана и администрация были наготове. Войти в декорацию — это дело тридцати секунд.

Для чего игроки в Москве снабжаются охранниками?

— Чтобы на участников не обрушивались потоки информации из внешнего мира. Они по контракту не имеют права общаться с людьми, не относящимися к шоу. Понятно, что все люди живые и при случае могут это пункт нарушить: заглянуть в интернет, посмотреть шоу по телевизору; дело не в том, что он увидит себя, а в том, что он может увидеть тайное голосование голодающих, которое транслируется как раз в те дни, когда участники находятся в Москве. Помимо этого охрана обеспечивает защиту от оголтелых фанатов — бывает и такое.

Почему им запрещено пользоваться интернетом? Ведь знание своего рейтинга могло бы спровоцировать участников на какие-то более активные действия. Ваше отношение к неофициальным сайтам шоу?

— Да, согласна, нам тоже так кажется, но при этом мы считаем это опасным, потому что в интернете слишком много информации, в том числе и негативной. А давать эту информацию дозировано нет возможности. Когда мы пропускаем звонки телезрителей, и участники получают информацию извне, в самом деле завязываются интриги. Подобный случай произошел, когда одна из телезрительниц сообщила Никите, что заговор против Шуры организовала Ксюша, а не Настя. С чего было сделано такое предположение, я не знаю, но в данном случае было интересно следить за дальнейшими реакциями. Телефонные звонки это и есть дозирование информации, так как то, что говорят дозвонившиеся от нас не зависит, но при этом в любом случае за один разговор нельзя обрушить на участников весь объем информации. Также как и чересчур обидный анекдот о себе может травмировать участника, особенно учитывая то, что, находясь долгое время на съемочной площадке круглосуточно, человек начинает по-другому оценивать реальность происходящего. Во многих подобных проектах, общение с внешним миром исключено полностью, идея в том, чтобы вообще ничего не знать о себе. Что касается неофициальных сайтов — чем их больше, тем лучше. Что именно на них пишут — мне абсолютно всё равно, главное пишут.

Ознакомлены ли участники шоу с УК Германии?

— Незнание законов страны было одним из условий, так как участники не должны были знать в какой стране они окажутся и, соответственно, им не могли предоставить уголовный кодекс страны. На данный момент участникам ничего не мешает купить сборник законов в любом книжном магазине, но пока никто из них подобного желания не изъявил. Несмотря на то, что мы им пару раз напоминали, что незнание законов не освобождает их от ответственности. Их ситуация точно такая же как и любого другого туриста в Германии.

Проходят ли выбывшие игроки психологическую реабилитационную терапию?

— При необходимости, с ними всегда готов поговорить в Москве психолог. Пока что такой возможностью воспользовались только Зурико и Настя.

Хотелось бы узнать личный взгляд, насколько участникам сложно находится в проекте.

— Мы выбрали хороший город, но непростой и холодный. В Берлине вообще сложно пытаться заработать деньги, в Риме, например, им было бы гораздо проще. Тем более участники у нас — люди более чем простые, я имею в виду, что никто из них, к сожалению или к счастью, не обладает выдающимися способностями, особой смекалкой или знанием языков, поэтому, конечно, им нелегко. Практически единственное, что они могут использовать, это свою собственную популярность среди русской диаспоры, которая смотрит «Голод» по спутнику — им охотно помогают, подкидывают работу именно русские немцы.

Насколько им сложно психологически находиться 100 дней в проекте, жить под постоянным наблюдением и так далее?

— Разумеется здесь собраны очень разные люди, но это ошибка считать, что они несовместимы друг с другом. Судя как раз по тому, что ни одной драки еще не было, можно сделать вывод, что они совместимы и несовместимы ровно так же, как и все люди на земле. На самом деле тяжело им бывает только потому что они все друг другу слишком чужие, никто из них даже не познакомился друг с другом. И произошло это вовсе не потому что они якобы несовместимые, они просто все слишком самовлюбленные и эгоистичные люди — это вообще свойство тех, кто решается участвовать в реалити-шоу. С одной стороны это минус, а с другой плюс, потому что именно это позволяет Им по-настоящему бороться за приз. И именно это даёт возможность Нам влиять на развитие отношений между ними если угодно. Хотя, надеюсь, они сами этого не чувствуют.


Мы все живем в реалити-шоу, просто не видим, что за нами следят. Есть много разных мнений о том, как люди попадают на реалити-шоу, одни считают, что на шоу идут только простаки и неудачники, другие, что это доступно только людям с большими амбициями. Какими критериями должны обладать участники? Насколько важно присутствие на подобных проектах психологов? И как справляться с психологическими проблемами в экстремальных условиях? Рассказывает психолог проекта «Голод», вице-президент Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС) Яков Обухов.

Какие критерии существуют при отборе участников для реалити-шоу?

— Помимо того, что участники должны быть интересными по разным критериям (привлекательная внешность, непосредственность, умение легко держаться перед камерой), необходимо, чтобы в характере человека присутствовали черты здорового нарциссизма, с одной стороны, и доля здоровой эстероидности, с другой стороны. В случае патологии — это истерик. Но, когда у человека это присущее в определенной мере каждому из нас качество не переходит в болезненное состояние, он способен сыграть, произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Для таких людей свойственно демонстративно проявлять свои эмоции. Обычно сразу видно, когда в человеке эти черты хорошо развиты. Кроме этого нужно учитывать, что телевизионный проект — это большая ответственность. Человек должен критически оценивать реальность. Есть даже такие тесты, которые выявляют, насколько хорошо в человеке развито чувство реальности. Это определяется по тому, насколько он адекватно оценивает ситуацию, себя и свои возможности. Обязательно нужно учитывать, насколько человек готов выполнять те требования, которые к нему предъявляются, насколько он надежен и оответственен.

По какому принципу собранна группа?

— Важно, чтобы все участники были разные. Для реалити-шоу очень важно охватить интересы максимального количества телезрителей. Каждый человек интересуется, прежде всего, своими проблемами, и когда он видит что-то похожее на экране, близкое именно ему, он начинает с интересом наблюдать за происходящим. Участники должны быть разными, чтобы привлекать интерес разных людей. Должны быть представлены разные, но при этом типичные для общества характеры. В данном случае, я считаю, что отбор был сделан блестяще, так как все игроки, включая Зурико, очень типичны для нашего общества. У нас есть и Влады, и Никиты, и Любы, и Ксюши.

Как же такие разные люди могут найти общий язык?

— Вопрос заключается в том, что мы понимаем под выражением «найти общий язык» — в чем заключается близость и дружба между участниками. Ведь для нормального общения совсем не обязательно, чтобы участники имели между собой интимные отношения или стали закадычными друзьями. В целом, какие бы напряженные ситуации не возникали между ними, все участники живут как целостный организм, внутри которого, несмотря на это, могут существовать отдельные группировки. Сейчас они четко прослеживаются. Одна группировка — это Никита, Шура, к ним тяготеет Наташа. Вторая — это Ксюша, Саша Комов и Влад. Галя, как человек новый, пытается со всеми поддерживать хорошие отношения, и пока не примкнула ни к тем, ни к другим. Здесь все как в шахматной партии, могут быть разыграны самые разнообразные комбинации — это совершенно нормально и не мешает группе сосуществовать в рамках внешнего приличия. Ведь все они, так или иначе общаются друг с другом. Исключением стал случай с Зурико, когда мальчики покинули спальню. Это было сделано намеренно, чтобы избавиться от Зурико, который создавал напряжение, достигшее в тот момент предела.

Тестируются ли участники на совместимость?

— Я не принимал непосредственное участие в отборе, но в данном случае я считаю, что участники совместимы, и какие-то принципиальные вещи решают сообща.

Насколько может быть полезным составление астрологических портретов участников при отборе?

— К астрологии я отношусь с большим уважением. Это наблюдения, опыт, исследования, накопленные человечеством за многие тысячелетия развития цивилизации. Но как утверждают сами астрологи, астрология никогда однозначно не определяет, какое событие произойдет в жизни человека. Астрология может лишь указать на наиболее вероятное развитие каких-либо событий в судьбе человека. Но произойдет ли это — решает сам человек. Астрологического прогноза недостаточно, чтобы собирать группу. Мы должны ориентироваться, прежде всего, на реальные качества личности, а не на предположения. Поэтому при подготовке шоу необходимо участие психологов и психиатров. На данный момент участники получают психологическую помощь, только если сами изъявляют желание.

Были ли случаи, когда участникам настойчиво предлагалось пообщаться с психологом? Не всякий человек, готов обратиться за помощью сам.

— Существует важное правило: психотерапия никогда не может навязываться насильно. Только если человек хочет, ему можно оказать помочь. Более того, человек должен сам осознавать, что это ему нужно. В этом плане у психоаналитиков даже есть такое понятие, как «субъективный гнет страданий». Чем человеку хуже, тем больше шансов на успех психотерапии.

Влад ни разу не обращался к вам, а на ваш взгляд, вы могли бы ему помочь справиться с личными переживаниями?

— Ему нет, потому что, чтобы психотерапия помогла, человек должен, как я уже сказал, быть готовым получить помощь и с пиететом относиться к психотерапевту. Влад не считает, что ему могут помочь. У него нет доверия. Без доверительных отношений работа психолога бесполезна, так как иначе человек моментально выстраивает стену сопротивления и защиты. Помните, как в Библии говорит Иисус: «Для верующих я — спасение, для неверующих я — камень».

Психологическая поддержка необходима участникам именно потому, что они находятся в условиях шоу или они уже до этого имели проблемы?

— Психологические проблемы есть у каждого человека, и каждому нужна помощь. Можно сравнить работу психолога с работой мастера, который чинит телевизор. Если вам нужно подключить к телевизору видеомагнитофон, то вы можете справиться с этим сами, но если полетел какой-то транзистор, то вы несете телевизор к специалисту. Почему-то нам зачастую кажется, что мы можем починить себя сами, хотя человек устроен намного сложнее, чем телевизор. Понять себя, свою душу можно только в диалоге. Нам необходимо с кем-то разговаривать. Это может быть и друг, и любимый человек… Это может быть и собутыльник, и попутчик в поезде. Одна из главных функций мужа и жены - это быть психотерапевтами друг для друга. Отличие специалиста-психолога заключается в том, что он оказывает помощь профессионально. По сути, помощь необходима и каждому из кандидатов, так как они находятся в окружении особых стрессовых факторов — их постоянно снимают, за ними наблюдают, они ограничены в своих действиях, а главное, их показывают на всю страну. Многомиллионная аудитория телезрителей — это мощный энергетический фактор, усиливающий внутренние проблемы. Участники могут и сами себе оказывать психологическую помощь. Им не раз об этом говорили. Для этого нужно просто говорить друг с другом, вести дневник или просто найти человека, которому еще хуже, и помочь ему. Тогда тебе самому станет легче. Периодически участники таким образом сами себе помогают.

С какой основной проблемой приходят игроки?

— Я не могу говорить об этом, так как наше общение является конфиденциальным. Беседы с психологом, это единственное, что никогда не показывают телезрителям. Камеры в это время отключены. Во время беседы мы находимся в разных помещениях, участник меня не видит, но слышит через систему наушников и микрофонов мой живой голос.

Почему для участия в шоу отобраны люди с относительно низким интеллектом?

— Я не согласен с подобным высказыванием, потому что группа отобрана на редкость репрезентативно. Каких людей мы видим в шоу, таково наше общество. Россия — страна умных, глубоких, духовных людей. Что касается интеллекта, то я считаю, что у участников он на достаточно высоком уровне, прежде всего у Насти и Никиты.

Почему Настя так быстро выбыла из игры?

— В тот момент в Москву поехали два сильнейших участника с самым высоким рейтингом. Шура победил, скорее всего, потому, что шоу «Голод» смотрит в основном женская аудитория. Это фактор и сыграл решающую роль.

Как вы можете прокомментировать уход Зурико?

— Зурико изначально был наиболее слабым звеном среди участников в плане возможной психологической неустойчивости. Он относится к типу личности, который способен хорошо функционировать в благоприятных условиях, но как только попадает в особенно острую и напряженную ситуацию, его механизмы защиты и адаптации быстро ломаются. Это проявилось в нарушении критичности у Зурико — он перестал адекватно воспринимать реальность, ему стало казаться, что его разыгрывают. У Зурико максимальный порог стрессовой нагрузки оказался ниже, чем у остальных. Но, я хочу подчеркнуть, что подобная реакция возможна для каждого из нас.

После всего вышесказанного хочется задать последний вопрос: почему несмотря на неудобства — присутствие камер, нервного напряжения — желающих участвовать в реалити-шоу не убавляется?

— Я думаю, что у каждого свой путь в шоу. Кстати, это касается не только участников, но и людей работающих над проектом. Они приехали в Берлин тоже добровольно, хотя и стоят по другую сторону декораций. Безусловно, все участники, которые согласились пройти это испытание изнутри, обладают нарциссическими особенностями личности. Суть нарциссизма заключается в том, что человек постоянно нуждается во внимании со стороны окружающего мира. Без этого он не может быть счастливым и целостным. Например, нарцисс не может один пойти в кино, или поехать в Париж, никому об этом не сказав. Ему нужно обязательно поделиться своей радостью с окружающими, похвастаться, подпитаться извне. Все могут заметить, как часто участники разглядывают себя в зеркало, им очень важно, как они выглядят. Причем они не просто мельком смотрят в зеркало, а подолгу разглядывают себя.

В таком случае вырисовывается серьезная проблема. Немногие участники после проекта смогут получать такое же пристальное внимание. Это станет для них большей психологической травмой, чем само участие?

— Участие в подобном проекте, с одной стороны, серьезное испытание, а с другой, фактор личностного роста.

А насколько сильную психологическую нагрузку получают сами сотрудники проекта, особенно те, кто находится в Берлине, оторван от семьи, дома, друзей и привычного уклада жизни?

— Мне, как психологу, наблюдать за людьми, которые делают проект, не менее интересно, чем наблюдать за участниками. Популярность шоу «Голод» объясняется и тем, что у каждого человека есть внутренняя потребность подглядывать за жизнью других. Сейчас, в начале двадцать первого века, эта потребность реализуется в грандиозных масштабах. Во всех крупных фирмах существует система слежения за сотрудниками и посетителями, камеры слежения установлены в крупных магазинах, аэропортах, вокзалах, даже, в целях безопасности, в общественных туалетах мест большого скопления людей. В России при открытии каждой новой сауны в нее сразу же устанавливается записывающая аппаратура, для возможности последующей компрометации ее посетителей. На данный момент практически все дома стараются снабдить системами наблюдения, которые ставятся в подъездах и у дверей. Совершенно удивительная и четко поставленная система наблюдения существует в каждом казино, идет постоянная запись происходящего. На Западе родители ставят камеры в своих домах, чтобы в свое отсутствие наблюдать с работы за детьми. По сути, мы все живем в реалити-шоу, просто мы не видим, что за нами наблюдают и следят. Во всем должна быть мера. Разница между нормой и патологией заключается в том, что приемлемое для нормы количество переходит в патологическое качество. Работающим на проекте сотрудникам важно не фиксироваться исключительно на объекте подглядывания. У людей, работающих на подобных шоу, обязательно должно быть свободное время, когда они могут видеть другую жизнь и получать другие впечатления.