Они нашли где сделать это!

Шуру побили!

«Голод» на ТНТ. Падет ли берлинская стена непонимания?


25 день

«Новые известия», 1.12.2003

Всего две недели телеканалу ТНТ удалось держать в тайне местонахождение героев реалити-шоу «Голод». 18 ноября, когда две участницы — Карина Сабирзянова и Настя Рубцова — первыми вышли в город, стало известно, что проект снимается в Берлине. Это событие взбудоражило всю Европу.

О «Голоде» заговорили на всех языках

Телевизионный реалити-проект телекомпании ТНТ «Голод» в одночасье стал событием первостепенной важности для Германии — о 12 российских парнях и девушках говорили все известные телерадиокомпании, информационные агентства и печатные СМИ. Германские журналисты сразу назвали новый проект сенсацией. Всю прошлую неделю газеты Берлина пестрели заявлениями — «в пока еще молодую историю реалити-шоу на российском ТВ вписывается новая страница — «Голод» на ТНТ.

С особой скрупулезностью представители берлинской прессы искали дом героев. Сначала о местонахождении участников заговорил первый немецкий канал телерадиокомпании ARD, предположив, что дом находится в богемном районе Пренцлауэр Берг. Гипотеза оказалась ошибочной. 19 ноября немецкая газета Berliner Morgenpost сделала сенсационное заявление для жителей Берлина: «Съемки проекта „Голод“ ведутся в Шпандау». В этот же день около дома участников собрались десятки журналистов, социальных работников и просто любопытных прохожих. Не прошло и часа, как имена участников стали известны всем. До сих пор фотографии героев проекта печатаются в каждой газете, истории из жизни теледома отражаются на бегущей строке в метро, о них снимают репортажи для телевидения и радио, участников подкарауливают папарацци.

Проект «Голод» невозможно было бы снять в России — его герои через неделю стали бы самыми узнаваемыми людьми в стране. Но почему Берлин? По словам генерального директора телекомпании ТНТ Романа Петренко, место проведения съемок выбрано скорее случайно. «На его месте мог оказаться любой другой красивый и большой город». В конце концов берлинская телевизионная фирма Cine Plus склонила чашу весов в пользу столицы Германии. «Cine+ оснастила павильон множеством камер (как уже было с Big Brother)», — утверждает Петренко в интервью крупнейшему германскому информационному агентству Deutsche Presse-Agentur (DPA).

«Российское телешоу и озабоченные немцы»

Именно с таким заголовком к новостям о программе ТНТ «Голод» в прямом эфире вышла три дня назад германская радиостанция Deutsche Welle («Немецкая волна»). Действительно, реалити-шоу Европу давно не удивляют и не шокируют. Однако появление в Шпандау российской съемочной группы вызвало у германской прессы бурный резонанс. Стали появляться негативные статьи на страницах многих известных немецких изданий, заголовки которых сводились к фразе: «Русских заставляют голодать в Берлине!». Первой, безусловно, однобоко восприняла идею реалити-шоу «Голод» и извратила ее до неузнаваемости бульварная германская многотиражка Bild с лозунгом: «Российское телевидение запирает девушек в контейнере и заставляет их голодать!».

Нечасто берлинская полиция обращает внимание на ТВ-шоу. Тем более неожиданным выглядело сообщение, которое распространила пресс-служба полиции: «Телепрограмма в Шпандау — предупреждающий визит начальника участка». Полиция, ориентируясь на прошедшие заявления в местной прессе, вынуждена была посетить съемочную площадку в рамках так называемого профилактического осмотра. Начальник участка лично убедился в том, что «участники снимаемого телешоу не являются жертвами противозаконных действий и не побуждаются к совершению таковых». Шефу полиции Франку Бринкеру разрешили посмотреть на участников, но только через стекло. «На вид со здоровьем у них все хорошо», — рассказал заботливый полицейский представителям СМИ, довольно помахивая бейсболкой с логотипом проекта «Голод». Также, по словам Бринкера, у полиции нет возможности вмешаться в происходящее, так как все молодые люди принимают участие в программе добровольно и все документы в порядке.

В Берлине раскрываются секреты шоу

Вмешательство полиции успокоило взволнованных бюргеров. Окончательно на все вопросы ответили представители ТНТ, сделавшие в Берлине несколько заявлений, — генеральный директор Роман Петренко и продюсер шоу Дмитрий Троицкий.

Роман Петренко был в высшей степени удивлен такой бурной реакцией немецкой общественности. «Меня поражает, что во всем, что касается русских, германские СМИ непременно подозревают самое худшее». Если бы подобная передача снималась в Москве, никому бы в голову не пришли такие мысли. Но хотя общественность сама разжигала свои опасения, все равно элемент таинственности был, по словам Петренко, «частью концепции».

Самые ярые споры и интерпретации вызвало название реалити-шоу — «Голод». «Мы долго думали над названием. Оно специально выбрано очень хлесткое, потому что в конце концов это телевидение. Провокационное название — это одно из условий привлекательности шоу. Что касается темы голода… Жанр „реалити“, так распространенный сейчас в Европе, подразумевает, что участников ставят в определенную систему испытаний, которая помогает драматургически раскрыть характеры участников и придать смысл происходящему», — прокомментировал Роман Петренко. Однако речь идет не столько о физическом голоде, мысль о котором повергла немцев в шок, а о нескольких разновидностях голода, который испытывают участники, — информационный, книжный, психологический, инцидентный, сексуальный, телевизионный.

Немецкая пресса успокоилась по поводу «нечеловеческого голодания» участников реалити-шоу. Генеральный директор ТНТ заверил присутствующих, что ребята гарантированно получают все необходимые питательные элементы и нужный объем калорий. Другое дело, что они это получают в виде невкусной пищи — витаминных коктейлей, каш и минеральных добавок.

Шоу, похожие на «Голод», вскоре могут появиться и в других странах. По информации телекомпании ТНТ, учитывая удачный старт, мировой успех и увеличивающийся рейтинг национальной аудитории программы «Голод» в России, интерес к проекту уже проявили такие крупные компании, как Fox, Sony и Endemol.

Жажда жизни в проекте «Голод»

В настоящее время участники реалити-шоу в большей степени испытывают информационный голод. Именно на интернет-кафе, а не на продукты потратили свои первые заработанные 10 евро Наташа Сюткина и Саша Комов. Участники проекта «Голод» в первый раз увидели посвященный им сайт www.golodtnt.ru — тексты, картинки, свои откровения, высказывания посетителей. Пытались запомнить каждое слово из прочитанного. Именно об этом прямо с порога взахлеб, перебивая друг друга, они рассказали всем остальным. Значит, не одними животными инстинктами живет человек, и первичные потребности для людей далеко не на первом месте. Культовый французский писатель Мишель Уэльбек считал, что современный европеец, как личность, может реализовать себя только в экстремальных ситуациях и только за пределами своей страны. Поскольку на его родине все заранее просчитано до мелочей: время завтрака и обеда, рабочий день и личная жизнь. У каждого участника проекта «Голод» телеканала ТНТ есть уникальная возможность реализовать себя, ведь они попали в неординарную ситуацию, оказавшись вдалеке от родной страны.